Фиксация результатов оценочной деятельности на уроках

  Начиная с начального этапа обучения педагогическая деятельность учителя направлена прежде всего на формирование у ребенка умения учиться. Одним из  составляющих которого является умение на разных этапах обучения определять границу своего знания и незнания, т. е. умение оценивать себя. Ученику необходимо знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы ему  восполнить и как. Выпадение оценочного компонента делает учебную деятельность учащихся неполной.Оценка является одним из важных компонентов учебной деятельности. Действие контроля и оценки относится исключительно к компетенции педагога. При такой ситуации  у  учащихся нет мотивов к выполнению этих действий. Учащиеся не владеют  «инструментом» для  контроля и оценки своих знаний и умений.

     Ребенок, который не умеет оценивать свои учебные возможности, не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств, и поэтому постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Учение, лишенное контролирующего и оценивающего компонентов, лишено внутренней мотивирующей и направляющей основы.

     С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «это я немного не знаю, но надо еще разобраться» начинает учебная деятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться.Поэтому наша задача - последовательно, системно вести работу по формированию у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний и умений, учить оценивать результаты учебной деятельности. С этой целью ведут дневники-тетради «Что я знаю и умею», такая тетрадь есть у каждого ученика. То, что изучается детьми в данный момент, моделируется или записывается в левой стороне тетради, в правой стороне – оценочные линеечки. Уровень овладения конкретным умением, способом действия фиксируется на оценочной линеечке крестиком. Например,  дети научились определять, что называет слово: предмет, признак, действе или это слово – помощник  (предлог). Сверху над оценочной линейкой ученик ставит дату выполнения  проверочной работы.  Вот как это выглядит.Они оценивают себя по предварительно проверенной учителем работе. Если ошибок нет, ставят крестик на самом верху оценочной линейки. Если одна  ошибка - на одну клетку  ниже и т. д. Чем выше положение крестика, тем выше уровень  усвоения определенной темы, уровень овладения умением. Предполагаемый  способ оценивания позволяет

  1. ученику видеть продвижение;

  2. формировать  у учащихся  навык самоконтроля  и самооценки;

  3. позволяет учителю наглядно увидеть процесс формирования этапа предметного знания  у  учащихся и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;

    Допустим, ученик получил оценку «3» за диктант или даже за четверть. Что конкретно он не усвоил, чему не научился? И родителям видно, в чем надо помочь  ребенку для  исправления положения.

  1. ученика, получающего изо дня в день тройки, угнетает чувство неполноценности, ему кажется, что, как бы он ни старался, у него ничего не выходит;

  2. А поддерживают ребенка и питают его жажду познания и не только   успех в учении, но осознание того, что каждый день он делает шаг вперед.

     Предполагаемый способ оценивания показывает ученику его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, не допустить потери веры в себя, в свои силы в начале пути, а закрепить уверенность в своих возможностях.

  1. так как каждая изученная орфограмма моделируется в дневнике-тетради, то тетрадь является справочником изученного;при переходе ученика в среднее звено учитель-предметник еще до начала обучения имеет  возможность    сориентироваться, спланировать работу с каждым ребенком так, что увеличит эффективность;предполагаемая система фиксации результатов оценочной деятельности  позволит обеспечить  соблюдение принципа преемственности в обучении;предполагаемый способ работы – один  из возможных вариантов организации контрольно-оценочной деятельности, которая не должна быть прекращена, она должна меняться качественно  для того, чтобы способствовать развитию детей, воспитанию ученика, умеющего учиться.

Сделать бесплатный сайт с uCoz